Connect with us

Hi, what are you looking for?

Интересное и познавательное

13 марта 1916 года на Корпусном аэродроме в Санкт-Петербурге начались испытания первого в мире прототипа стратегического бомбардировщика «Святогор». «Летающую крепость» планировалось вооружить скорострельной пушкой и пятью пулеметами. Уникальный самолет,

13 марта 1916 года на Корпусном аэродроме в Санкт-Петербурге начались испытания первого в мире прототипа стратегического бомбардировщика «Святогор». «Летающую крепость» планировалось вооружить скорострельной пушкой и пятью пулеметами. Уникальный самолет,

13 марта 1916 года на Корпусном аэродроме в Санкт-Петербурге начались испытания первого в мире прототипа стратегического бомбардировщика «Святогор». «Летающую крепость» планировалось вооружить скорострельной пушкой и пятью пулеметами. Уникальный самолет,

Проект грандиозного летательного аппарата появился до начала Первой мировой войны и уже не казался несбыточным. В воздухе уже летал четырехмоторный биплан Игоря Сикорского «Русский витязь» — прообраз бомбардировщика «Илья Муромец».
«Вот воздушная эскадра поднимается в ночное небо с летного поля под Ригой и скрытно достигает Киля. Первым над главной базой германского флота появляется пионерный аэроплан с тысячесвечевым электрическим прожектором под своим брюхом; мощный луч ослепляет наводчиков заградительных зенитных батарей и тотчас волна могучих аэропланов обрушивают на порт и его акваторию десятки стопудовых бомб. Германские броненосцы горят, разрываются взрывами своих пороховых погребов и валятся на бок. На берегу бушуют пожары. А тем временем вторая волна бомбовозов засыпает фарватер рогатыми морскими минами: они опускаются на парашютах и запирают выход в открытое море» — так виделось применение «Святогора» пропагандистам начала ХХ века.
Тактико-технические характеристики «летающей крепости» поражали современников: длина — 21 метр, размах крыльев — 36 метров, диаметр винтов — 6 метров, высота полета — 2500 метров, скорость — до 100 км/ч, полная полетная масса — 6,5 тонн. Для сравнения: полная полетная масса «Ильи Муромца» — 5 тонн. Кроме того, двигатели Святогора размещались внутри фюзеляжа, что позволяло обслуживать их в воздухе и по расчетам конструктора обеспечивало продолжительность безпосадочного полета до 30 часов.
Несмотря на поддержку проекта первым в России авиатором Владимиром Лебедевым и основателем отечественной школы аэродинамики — профессором Николаем Жуковским, строительство стратегического бомбардировщика шло с большим трудом. Министерство обороны не выделяет ассигнований и работы начинаются на частные пожертвования.
При строительстве используются новейшие технологии того времени — корпус строится из легкой фанеры, что придает биплану невероятную прочность. Практически везде использовались пустотелые балки и облегченные элементы. Фюзеляж четырехгранного сечения, фанерная обшивка в местах усиления, все остальные участки обшивались полотном. Шасси с колесами большого диаметра — передние колеса диаметром 1,5 метра, задние — диаметром 2 метра — позволяли пользоваться раскисшими в непогоду аэродромами.
Однако авиаконструктору не удавалось получить двигатели для «летающей крепости». В условиях войны получить запланированные в 1913 году моторы Mercedes мощностью 300 л.с. не представлялось возможным. Попытка использовать силовую установку со сбитого немецкого дирижабля не удалась — двигатели Maybach оказались значительно повреждены и не подлежали ремонту. Только в январе 1916 года были получены французские двигатели Renault мощностью 220 л.с., которые и установили на «Святогор».
Именно слабая мощность моторов и утяжеление прототипа на 1500 килограммов трагически сказались на судьбе «Святогора». Первую в мире стратегическую «летающую крепость» не удалось поднять в воздух и испытывавший машину штаб-капитан Горшков прямо заявил конструктору: «Ваша корова не полетит! Позвольте откланяться».
Февральская и Октябрьская революции, поражение в Первой мировой войне и Гражданская война вынудили конструктора прекратить работы над перспективным самолетом. В 1921 году появилась идея установить на «Святогор» английские моторы Rolls-Royce Eagle, но трагическая гибель конструктора Василия Слесарева перечеркнула эти планы.
По одной из версий инженер погиб во время уличного ограбления, по другой — стал жертвой бытовой ссоры. 23 июля 1921 года он пытался предотвратить самоубийство своей любовницы Ксении Троц, но случайно выстрелил себе в висок. Бывшую секретарь-машинистку Политехнического института Петрограда сначала подозревали в убийстве и задержали, было судебное заседание и женщину оправдали.
В 1923 году самолет признали морально устаревшим и разобрали. Некоторые его узлы и детали были перевезены в Москву и долгое время хранились в Военно-воздушной академии.
«Святогор» не был в воздухе. Многие трудности не дали возможности довести его до полной готовности, тем не менее этот самолет представляет собой выдающееся явление в истории нашей авиации, Слесарев на несколько лет опередил подобные зарубежные конструкции. Его подвела силовая установка, в чем нельзя винить Слесарева» — написал позже историк авиации Вадим Шавров.

.

 

Читайте также:

  • "Мистер Геликоптер". Игорь Сикорский и его американские вертолеты

    «Мистер Геликоптер». Игорь Сикорский и его…

  • Точный удар: как один "Илья Муромец" лишил немцев 30 тысяч снарядов

    Точный удар: как один «Илья Муромец» лишил немцев 30…

  • Экспериментальный Як-40 с электродвигателем совершил свой первый полет на МАКС-2021

    Экспериментальный Як-40 с электродвигателем совершил…

  • Стоимость нового американского бомбардировщика В-21 в сравнении с Ту-160М2

    Стоимость нового американского бомбардировщика В-21…

  • Курс лекций «Русский эпос»

    Курс лекций «Русский эпос»

  • Отец русской авиации, не любивший летать: Н. Е. Жуковский – имперский основоположник аэродинамики

    Отец русской авиации, не любивший летать: Н. Е.…