Начавшаяся война предъявила жесткие требования к паровозам. С одной стороны, военным условиям удовлетворяли только самые живучие, простые и неприхотливые паровозы. С другой стороны, эти паровозы должны были обладать достаточной мощностью и в то же время небольшой нагрузкой на ось, чтобы водить составы по наспех восстановленным путям и временным мостам. С третьей стороны, парк таких паровозов должен был быть однотипным, сравнительно молодым и многочисленным для упрощения ремонта и «возобновления убыли». Тяжелые испытания показали, какая серия советских паровозов удовлетворяет всем этим условиям.
Действовавшие с большой степенью автономности паровозы объединили в соединения численностью 15 и 30 локомотивов. В апреле 1942 года их назвали «Колоннами паровозов особого резерва НКПС (ОРКП)» с присвоением порядкового номера. Колонны являлись военизированными соединениями. По штату в колонне из 30 паровозов полагалось 432 человека. Колонна делилась на роты — по 5 паровозов в каждой. Команда из 13 человек, прикрепленная к одному паровозу, именовалась взводом. К каждому паровозу был прицеплен товарный вагон, оборудованный для жилья. Расцеплять паровоз и этот вагон запрещалось. Всего в колонне из 30 паровозов было 36 вагонов, включая вагоны для запчастей, продуктов, кухни, бани и пассажирский вагон-штаб. По Положению об ОРКП никто не имел права использовать паровозы колонн для целей, не указанных в приказе. Паровозы снабжались всем необходимым в первую очередь. Эти соединения, не имевшие мирового аналога, сразу показали свою эффективность, а впоследствии обеспечили высокую жизнеспособность советских железных дорог в военных условиях, произведя гигантские грузоперевозки.
Сначала колонны разного назначения решили укомплектовать соответствующими паровозами. Для работы в тылу — паровозами ФД и СОк, для работы на линии фронта — Э и ГЦ, для вождения санитарных поездов — Су. Однако, сразу после формирования паровозы серий ФД, СОк и Су заменили паровозами серии Э. Лишь в двух колоннах работали паровозы серии СО и в одной — первоначально Щ, впоследствии замененные на Э. На февраль 1943 года было создано 42 колонны, 91 % паровозов в них был серии Э. Число колонн и входивших в них паровозов постоянно увеличивалось. Следующее большое пополнение колонн произошло в октябре-ноябре 1943 года. По приказу НКПС следовало создать еще 50 колонн — ОРКП, по 20 и 30 паровозов в каждой. Одними паровозами серии Э их нельзя было комплектовать — паровозов Э уже не хватало. Теперь в них состояли паровозы разных серий, но серия Э опять преобладала. Планировалось, что в новых колоннах будет 1160 паровозов, из них серии Э — 787 шт., 180 Су, 133 СО и 60 ФД. Некоторые из этих колонн так и не были полностью укомплектованы. Паровозов серии Э в прежних и вновь созданных колоннах насчитывалось около 1400шт., что составило 30% от 4500 паровозов Э, находившихся в эксплуатации в январе 1944 года. Иными словами, каждый третий действующий паровоз серии Э работал в ОРКП. Всего до 1946 года было создано 106 колонн с номерами от ОРКП-1 до ОРКП-111, из них 70 для прифронтовых дорог и 36 — для грузонапряженных дорог Центра, Урала, Сибири, Казахстана. Наибольшее число паровозов, работавших в колоннах — 2280 штук.
Великая Отечественная Война завершилась. Паровозные колонны в 1946 году начали расформировать, а сами паровозы передавать в локомотивные депо.
Теперь им предстояло трудиться в мирное время, перевозить грузы и пассажиров.
Начали появляться тепловозы, а затем и электровозы.
От паровозов по понятным причинам пришлось отказатьс.
Сейчас некоторые единицы паровозов разных серий установлены, как памятники. Многие, так сказать «уставшие» паровозы были порезанны на металл, и переплавлены, но основная часть до сих пор находятся на спец полигонах — ЗАКОНСЕРВИРОВАННЫМИ, именно на случай большой войны.
Ведь, мобильность, а самое главное ремонтнопригодность этих трудяг трудно переоценить, а если представить какие усилия и ресурсы нужны чтоб отремонтировать тепловоз или электровоз после прямого попадания снаряда или осколков…Скажу прямо в военное время такой ремонт будет не возможен, ведь тепловоз — это тонны высокотехнологичных запчастей и километры проводов, а электровозу помимо тяжёлого ремонта ещё нужна и ифраструктура, в виде контактной сети и тяговых подстанций, которая во время войны будет уничтожена в первую очередь.
А паровоз….А что паровоз Паровоз это — наиболее универсальный и ремонтопригодный подвижной состав, которому для работы достаточно лишь, чтобы был уголь и вода, а так же машинист, помощник и кочегар, с обычным разводным ключом, молотком и кувалдой…..
.
Читайте также:
-
Джефф Роуланд — художник из Англии
-
Последнее пристанище паровозов в России
-
Паровозы России: история создания, этапы развития…
-
«Вокзал Сен-Лазар», Клод Моне
-
Люди показали, что значит жить в экстремальных…
-
Бронепоезда Великой отечественной войны
