19 февраля 1918 года отряд из трех подводных лодок Балтфлота во главе с ледоколом «Волынец» вышли из Ревеля и взяли курс на Гельсингфорс. Так начался знаменитый Ледовый переход – операция по спасению кораблей Балтийского флота.
Промедление с выводом кораблей из Ревеля (Таллина), а затем и из Гельсингфорса (Хельсинки) было подобно смерти не только для флота, но и, скорее всего, для всего Советского государства.
Зима 1918 года выдалась очень холодной и льды, сковавшие Финский залив были непроходимы для большинства надводных кораблей эскадры и подводных лодок. Ситуация могла обернуться катастрофой, тем более, что немцы, почуяв богатую добычу, всеми силами стремились овладеть Ревелем и завладеть нашими кораблями, а на 19 февраля 1918 года их там было более 60 единиц.
Но удача в этот раз была на нашей стороне – в период с 19 по 25 февраля все корабли флота, находившиеся в Ревеле, покинули внешний рейд и взяли направление на Гельсингфорс. Путь для каравана, главными силами которого были 5 крейсеров и 4 подлодки, проламывали сквозь льды три ледокола — «Ермак», «Волынец» и «Тармо». Перед самым уходом каравана, группа минеров подорвала все береговые батареи на побережье и прилегающих остовах. Немцам, ворвавшимся в город вечером 25 февраля, осталось только вглядываться в вечернюю мглу, где медленно таяли силуэту советских кораблей, ускользнувших буквально из их рук.
Потери в первой части похода были минимальными – поврежденная льдами, ушла на дно подлодка «Единорог». Порт Гельсингфорса был буквально забит боевыми кораблями, но и здесь уже было небезопасно. 3 марта 1918 года был подписан Брестский мир и согласно его третьей статье все советские корабли должны были покинуть порты Финляндии. В статье была оговорка о том, что корабли могут уходить, как только позволит ледовая обстановка, а до этого времени на них могут находиться лишь сокращенные до минимума экипажи.
Это делало наши корабли крайне уязвимыми в случае попытки их захвата немцами или белофиннами. Выход был один – спасти флот может только срочный уход в Кронштадт.
Командование этой сложной и масштабной операцией взял на себя первый помощник начальника военного отдела Центробалта Алексей Щастный – в «старорежимном» прошлом капитан I ранга, отлично проявивший себя как на боевых, так и на штабных должностях в императорском флоте.
Игнорируя противоречивые указания большевистского руководства (Ленин приказывал немедленно уводить флот, Троцкий – оставаться в Гельсингфорсе для помощи финским красногвардейцам) и, руководствуясь исключительно интересами флота, Щастный приступает к планированию и подготовке эвакуации кораблей и флотского имущества из финской столицы.
Вперед пошли главные силы флота, его самые лучшие, самые мощные и самые ценные корабли. С 12 по 17 марта ледоколы «Ермак» и «Волынец», провели сквозь сплошные льды линкоры «Гангут», «Полтава», «Севастополь», «Петропавловск» и крейсера «Рюрик», «Богатырь», «Адмирал Макаров».
Спасение только этих кораблей – очень значительная победа советского флота и огромная заслуга лично Алексея Щастного. Эти корабли отлично послужат своими орудиями при обороне Красного Петрограда в 1919 году, а еще позже, — во время Великой Отечественной войны линкоры «Марат» (бывший «Петропавловск»), «Октябрьская революция» («Гангут») и «Парижская Коммуна» («Севастополь») внесут огромный вклад в дело обороны Ленинграда и Севастополя.
Второй отряд судов вышел из Гельсингфорса 5 апреля. Время поджимало – опасность захвата наших кораблей немцами становилась все реальнее. Второму отряду в составе линкоров «Андрей Первозванный» и «Республика», крейсеров «Олег», «Баян» и трех подлодок пришлось гораздо сложнее, чем их предшественникам. Пробивать лед и вести караван большую часть пути пришлось линкору «Андрей Первозванный» и лишь на третьи сутки пути им на помощь пришел ледовый трудяга «Ермак». 10 апреля корабли второго отряда ошвартовались на рейде Кронштадта.
С 7 по 11 апреля Гельсингфорс покинули силы третьего – самого большого отряда советских кораблей. Всего их было 172, и они выходили в море по мере готовности и шли каждый своим маршрутом. Главное в этой ситуации было поскорее убраться из Гельсингфорса. Переход этого отряда, который поддерживался силами четырех ледоколов, был сопряжен с большими трудностями, однако 20-22 апреля 1918 года все суда третьего отряда без потерь добрались до Кронштадта.
2 мая 1918 года «Ледовый поход» был полностью завершен.
Итог: спасено 226 кораблей и судов, включая 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 эскадренных миноносцев и миноносцев, 12 подлодок, 5 минзагов, 10 тральщиков, 15 сторожевиков, 7 ледоколов; сохранена и вывезена матчасть и имущество двух бригад воздушного флота, оборудование и вооружение десятков крепостей и фортов, огромное количество боеприпасов и другого важнейшего снаряжения.
В мае 1918 года организатор Ледового перехода Алексей Щастный был представлен к награждению орденом Красного Знамени, но, всего спустя несколько дней, арестован по обвинению в контрреволюционном заговоре, осужден Революционным трибуналом и расстрелян в ночь с 21 на 22 июня 1918 года.
Во время трибунала Троцкий, бывший единственным свидетелем обвинения, заявил: «Щастный, совершая геройский подвиг, тем самым создавал себе популярность, намереваясь впоследствии использовать её против Советской власти».
Как бы то ни было, бесспорным остается одно – спасение кораблей Балтфлота – важнейшее событие, оказавшее огромное влияние на ход истории Советского государства. Парадокс, — но приведя корабли в Кронштадт, Щастный, по сути, спас Советскую власть, которая, в благодарность за это, его попросту уничтожила.
Все получилось в точности, как в старой русской пословице: «Любит царь, да не жалует псарь…»
.
Читайте также:
-
Ледовый поход: как корабли Балтфлота спасли от немцев
-
Таллинский переход: как Балтфлот прорвался в…
-
Лучшие из лучших: как создавалась советская морская гвардия
-
Легендарное имя обязывает – «Варяг»
-
В Черном море растет военная напряженность. И…
-
Надёжный оплот России – Военно-морской флот отмечает…
