Торги и тендеры в финансовом году и формирование бюджета на следующий год являются самыми ответственными периодами в деятельности любой бизнес структуры от индивидуального предпринимателя до государственной корпорации.
Если в недавнем прошлом основу экономики страны составляло плановое хозяйствование и было централизованное распределение товаров, работ и услуг на строго определенных условиях. Теперь в рыночных отношениях существуют торги тендеры, где участники сами приобретают возможность заключить договор в соответствии с предложениями.
При этих отношениях отсутствуют твердо фиксированные цены до заключения коммерческих обязательств и поэтому необходимо знание всех процессов.
Законы по торгам тендерам
В современном коммерческом мире выбор конкретного исполнителя или фирмы-партнёра должен проходить через конкурс, выигрыш которого означает начало договорного сотрудничества. Отношения между заказчиком и исполнителем при государственных закупках регулируются рядом Федеральных законов и подзаконных актов, основным из которых является Закон от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ, а с 1 января 2014 г. пришел вместо него закон от 05 апреля 2013 №44-ФЗ регулирующий отношения по осуществлению закупок товаров, также действует закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ, регламентирующий порядок осуществления закупок отдельными видами юридических лиц, закупки коммерческих структур проводятся на основании Гражданского кодекса РФ. Этот закон не такой жесткий как №44-ФЗ и торги тендеры проходят с более простыми условиями.
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ( в редакции от 16.04.2022)
Во исполнение данных законов принято множество подзаконных распоряжений, постановлений, приказов, писем, разъяснений Минэкономразвития, ФАС, Минфина, и других Федеральных органов исполнительной власти.
Разобраться со всем многообразии существующих рыночных законов могут профессиональные специалисты по государственным и корпоративным закупкам. Кроме того, преобладающее количество госзакупок проводится в форме электронных аукционов имеющих свои особенности.
В Российской Федерации несколько десятков федеральных министерств и служб имеет право и проводит закупки товаров и услуг для своих нужд через торги тендеры. Например, есть информация о том, что необходимо только одной Федеральной службе судебных приставов.
Размещение заказов различными структурами приводится как на официальных порталах типа zakupki.gov.ru, так и на региональных информационных системах. Для участия в торгах тендерах необходимы действия от правильной установки программного обучения до наличия цифровой подписи.
При проведении торгов и тендеров надо учитывать такую особенность государственных заказчиков при заключении государственного контракта как наличие у исполнителя залога денежных средств. Изымание денежных средств на время выполнения контракта в любой компании ведет к уменьшению оборотного капитала, поэтому чаще всего оформляется безотзывная банковская гарантия для оформления которой требуется определенный опыт.
Заключение гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг путем торгов тендеров является результатом обеспечения гласности и прозрачности осуществления закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, но и цель избежать судебного обжалования результатов аукционов.
Основная задача торгов и тендеров это подчеркнуть основы свободного рынка в виде конкуренции уменьшая цену и улучшая качество товаров и услуг являющихся предметом торгов.