Top.Mail.Ru
Connect with us

Hi, what are you looking for?

Интересное и познавательное

Унесенные десятым валом

Унесенные десятым валом

Унесенные десятым валом

В январе 1965 года в Бристольском заливе, что на западном побережье Аляски, случилась трагедия, о которой в нашей стране мало кто знает. В условиях жесточайшего урагана, который усугублял сильный мороз, доходивший до 30 градусов, сразу четыре дальневосточных рыболовных траулера — «Бокситогорск», «Севск», «Себеж» и «Нахичевань» — ушли на дно Берингова моря. Около ста рыбаков погибли в морской пучине. В живых остался один — мастер добычи СРТ «Бокситогорск» Анатолий Охрименко.
Журналист местной газеты «Находкинский рабочий» Геннадий Фокин, перелистав подшивки местных и центральных газет за 1965 год, так и не нашел в них ни строчки о гибели траулеров. Правда, в одной из газет проскользнуло сообщение: правительство выражало соболезнование семьям погибших.
Штормовое предупреждение
— …В ту ночь порывы ветра достигали ураганной силы — 35 метров в секунду. Резко упала температура. Руководство Беринговоморской промысловой экспедиции вечером 18 января передало на все суда радиограмму о штормовом предупреждении, — вспоминает участник той экспедиции, нынче пенсионер Игорь Федорович Пудов. — Всем промысловым судам предписывалось спешно идти на север, к границе сплошных льдов. Но в то же время категорически запрещалось заходить в ледовые поля — у многих траулеров корпуса были уже старые, истонченные.
К утру 19 января кромка сплошных льдов сместилась на 60-80 миль к югу. Под воздействием ураганного ветра лед ломался и полосами двигался навстречу рыболовецким судам.
— Обычно я, — вспоминает Пудов, — регулярно пересаживался с судна на судно и таким образом утром 18 января перешел на борт «Бокситогорска».
Вечером, уже после капитанского часа, начальник промысловой экспедиции Пахомов попросил меня перебраться на СРТ «Полесье», который повредил винт и стоял во льдах в ожидании буксира. Я предложил сделать это на следующий день, когда «Бокситогорск» подойдет к борту плавбазы сдавать выловленную рыбу. А когда сверили координаты, то оказалось, что плавбаза «Николай Исаенко» уже на горизонте. Погода позволяла, и капитан «Бокситогорска» Павел Козлов, не швартуясь, высадил меня на флагманскую плавбазу. Во время этой операции румяный и жизнерадостный старпом Анатолий Самухин весело заметил: » Федорыч, куда торопишься Вот заловимся , тогда и пересядешь».
Это было около 19 часов 18 января…
Оверкиль
Как обычно, утром 19 января начался капитанский час. Вел его Николай Павлов, капитан-директор плавбазы «Николай Исаенко». В эфире царила обычная для этого мероприятия шумиха: шла настройка радиопередатчиков, запросы судов о слышимости. И вдруг, перебивая весь эфирный гул, раздался отчетливый и торопливый голос: «Суда, суда, суда! Как меня слышите Говорит СРТ «Уруп», На моих глазах только что перевернулось судно. Видимость плохая, чуть сам в него не врезался! Как поняли Прием».
С плавбазы тут же запросили подробности: «Уруп»! Сообщите название судна».
— Развернусь, подойду поближе, сейчас не видно…
И «Уруп» надолго замолчал. Гробовое молчание царило и в радиорубке плавбазы.
Видимо, завершив маневр, капитан траулера вновь вышел на связь.
— Пробую прочитать название. Что-то вроде «Боксит…», «Бокситогорск», кажется. Есть такое судно
С плавбазы ответили, что это находкинский траулер, и попросили разобраться в обстановке на предмет оказания помощи.
— Вижу на корпусе двух человек, держатся за киль, — докладывал флагману капитан траулера. — Пробую подойти поближе, только не знаю, смогу ли… — Видимо, сумел, так как продолжал свой рассказ уже более предметно: — Судно развернуто по ветру, нос притоплен. Людей смыло, вижу их в воде, попробую поднять… — И снова томительная тишина в эфире. И наконец: — Выхватили из воды одного человека, второго не видно…
Чуть позже с «Урупа» сообщили, что спасен старший мастер добычи СРТ «Бокситогорск» Анатолий Охрименко. Плавбаза взяла пеленг на «Уруп» и немедленно двинулась в район катастрофы. «Бокситогорск» был еще на плаву, вверх килем. Бушевал десятибалльный шторм. Капитан плавбазы принял довольно рискованное решение: подойти к гибнущему судну как можно ближе, развернуться лагом и прикрыть «Бокситогорск» своим могучим корпусом. Времени было мало, и плавучая база разворачивалась на пределе своих мореходных качеств. При повороте «Николай Исаенко» получил крен в 20 градусов. Даже на мостике слышали звон бьющейся посуды. Плавбаза легла в дрейф, и сильным ветром ее подносило к «Бокситогорску», который уже на две трети своей длины ушел под воду. Судно еще удерживалось на плаву благодаря воздушному пузырю. Вдруг, круто задрав корму, «Бокситогорск» ушел под воду. У многих рыбаков, наблюдавших за трагедией, в глазах стояли слезы…
В тот же день в условиях жесточайшего шторма затонули еще три траулера: «Себеж», «Севск» и «Нахичевань».
«Скорбящая мать»
Долго не откликалась местная власть на просьбу горожан о сооружении памятника погибшим рыбакам. А когда все-таки поставили на сопке Лебединой мемориал «Скорбящая мать» — бронзовую фигуру женщины — матери с ребенком на руках, которая смотрит в сторону моря, то оказалось, что даже в Находке не все знают, кому он посвящен. Да и откуда знать горожанам и гостям историю ее появления, если власти тогда и не подумали побеспокоиться о семьях погибших рыбаков. Ни одна из них до сих пор не получила на рубля компенсаций за своих кормильцев.
Только в 1998 году мэр города Находка Виктор Гнездилов подписал постановление и отныне в Находке ежегодно отмечают день памяти погибших рыбаков. 19 января проводятся различные памятные мероприятия. На одном из скорбных митингов старые рыбацкие капитаны вспоминали…
— Для меня лично этот памятник не только моим товарищам с «Бокситогорска», — говорил Иван Хоменко, — а также погибшим в 1954 году у западных берегов Камчатки рыбакам СРТ-657, где был капитаном Василий Путинцев. И многим другим, отдавшим морю свои жизни.
— Все меньше остается старых капитанов и рыбаков, которые участвовали в той особенно трагической экспедиции, — сказал Геннадий Лукин. — Вот здесь, на памятнике, под семнадцатым номером записан Леонид Никольский. На «Бокситогорске» он умер вторично. А в первый раз Леонид «умер» у меня в 1963 году на СРТ «Джигит». Тогда его смыло за борт. Я дал полный назад, и его вспученной винтами водой уже полумертвого выкинуло на поверхность. Мы тогда его оживили. Два года Никольского не пускали в море из-за психологической травмы. Но он все-таки уговорил комиссию и пошел в экспедицию. На этот раз Нептун его уже не отпустил…
На памятнике выбиты фамилии 24 членов экипажа СРТ «Бокситогорск».

.

 

Читайте также:

  • Намеровский Геннадий Васильевич (1942).

    Намеровский Геннадий Васильевич (1942).

  • Анатолий Ганкевич (р.1965, Одесса, Москва)

    Анатолий Ганкевич (р.1965, Одесса, Москва)

  • Война и мир, 1965

    Война и мир, 1965

  • Анатолий Савельевич Заславский

    Анатолий Савельевич Заславский

  • Олег Голосий (31 мая 1965, Днепропетровск  1993, Киев)

    Олег Голосий (31 мая 1965, Днепропетровск 1993, Киев)

  • "Возмущение"

    «Возмущение»