Днем 23 февраля 1943 года, в районе Синявинских высот под Ленинградом, разгорелся жестокий бой между советскими и немецкими истребителями. Наших «лавочкиных» было всего восемь против тридцати немцев.
В безумной круговерти воздушного боя смерть била по плоскостям и фюзеляжем самолетов огненными струями пулеметно-пушечных очередей не разбирая ни звезд, ни крестов.
Этот 40-минутный напряженный бой дорого обошелся немцам, но и у нас не обошлось без потерь.
Прямо над расположением артиллеристов 430-го гаубичного полка состоялась схватка между одним Ла-5 и четверкой немецких истребителей. Наш пилот дрался лихо, но, сбив три немецких самолета, стал жертвой четвертого. Оставляя густой дымный след, «лавочкин» со снижением пошел к земле. Артиллеристы, наблюдавшие за боем, увидели, как от самолета отделилась маленькая фигурка летчика.
Парашют не раскрылся…
Когда бойцы подбежали к пилоту он был еще жив. Спасти отважного воздушного бойца не удалось. Так погиб легендарный «сталинский сокол» — дважды Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации Григорий Пантелеевич Кравченко. Главная часть его короткой и яркой, будто след метеора, тридцатилетней жизни прошла в небе, за штурвалом воздушной боевой машины, — там же ей и суждено было оборваться.
Дорога в небо
В начале 1931 года молодой боец РККА Григорий Кравченко, на волне комсомольского призыва подает командованию заявление с просьбой направить его служить в военную авиацию. И вот, уже в мае, на воротнике его гимнастерки ярко-голубые петлицы курсанта легендарной «Качи». С настойчивостью и упорством вгрызается он «в гранит» летного мастерства, всего за 11 месяцев досконально осваивая технику пилотирования учебных аппаратов У-1 и Р-1. Талантливого выпускника оставляют в школе летчиком-инструктором, но он рвется в войска.
В 1933-34 годах лейтенант Кравченко – пилот 403 истребительной авиабригады. В его служебной аттестации отмечено:
«Моторы, самолёт и вооружение знает хорошо. К полётам тщательно готовится. На инспекторской проверке занял 1-е место по технике пилотирования. Огневая подготовка и стрельба — отличные. Программу слепых полётов проходит успешно. Достоин продвижения на должность командира звена во внеочередном порядке».
Его исключительные пилотажные навыки не остаются без внимания командования в конце 1934года его привлекают к полетам, как летчика-испытателя в интересах НИИ ВВС, где проходит «обкатку» новая техника. Однажды, на испытаниях опытного самолета, Кравченко в одном вылете за 140 минут совершает 480(!) фигур высшего пилотажа.
В 1936 году Кравченко участвует в полетах знаменитой «красной пятерки» — пилотажной группы на красных истребителях И-16, принимающих участие в военных парадах и авиапраздниках. 25 мая 1936 года молодой пилот за выдающиеся успехи в службе награжден орденом «Знак Почета». Кравченко учился и оттачивал свои навыки с одной целью, — он жаждал стать настоящим воздушным бойцом. Такая возможность ему вскоре представилась.
…И летели наземь самураи
В марте 1938 года старший лейтенант Кравченко получает боевое крещение в небе Китая. 29 апреля в небе Ханькоу, пилотируя истребитель И-16, он становится участником грандиозного воздушного поединка, в которым с обеих сторон участвовало около сотни машин разных типов. В этой огненной свалке Кравченко на практике применил все, чему учился последние семь лет и записал на свой боевой счет две первых победы.
Японцы оказались опасными воздушными бойцами – наглыми, инициативными, напористыми и отлично подготовленными для групповых боев. Воевать с ними было сложно, но опыт, полученный нашими летчиками в небе Китая, был очень ценным.
Командировка Кравченко в Китай продлилась полгода. За это время он совершил 76 боевых вылетов, провел 8 воздушных боев, лично и в составе группы сбил до 10 самолетов врага.
В сентябре 1938 года – Кравченко возвращается на Родину и активно включается в летно-испытательную работу НИИ ВВС. 22 февраля 1939 года майору ВВС Григорию Пантелеевичу Кравченко присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. Медаль Золотая Звезда, учрежденную для носителей этого почетного звания в 1939 году, он получить не успевает – его ждет командировка в новую «горячую точку». На этот раз – в Монголию, где в мае 1939 года разгорается серьезный пограничный конфликт между монгольскими, советскими и японскими войсками.
В мае-июне война в воздухе над монгольскими степями складывалась не в нашу пользу. Японские летчики, закаленные в боях над Китаем, практически без потерь, сбивали наши самолеты.
Ситуация начала изменяться в нашу пользу, когда из Москвы в Монголию была срочно выслана группа из 48 советских летчиков и техников, получивших бесценный боевой опыт в Китае и Испании.
2 июня Кравченко вступает в должность летчика советника 22 истребительного авиаполка, а после гибели в воздушном бою командира полка майора Глазыкина, возглавляет полк, вооруженный истребителями И-16 и И-15бис.
За все время боев над Халхин-Голом летчики полка уничтожили в воздушных боях и при штурмовке вражеских аэродромов не менее сотни японских самолетов.
Вот как описывал воздушную войну в небе Монголии Константин Симонов:
«Авиации было много с обеих сторон, причем первые два месяца превосходство было на стороне японцев, и только на третий месяц после упорной борьбы оно перешло к нам. К концу боев с нашей стороны было собрано особенно много авиации. В первые сутки нашего августовского наступления мы подняли в воздух без малого тысячу самолетов. Что касается происходивших над степью воздушных боев, то я никогда потом не видел такого количества самолетов в воздухе сразу в обозримом глазом пространстве. Во время последнего сентябрьского воздушного боя, предшествовавшего мирным переговорам, когда японцы сделали последний звездный налет на наши аэродромы, воздух просто кипел самолетами: их было несколько сот одновременно».
Григорий Кравченко все время конфликта находился в самом эпицентре этих жестоких боев, дважды был сбит и однажды даже был объявлен пропавшим без вести, о чем было немедленно доложено в Москву.
А дело было так: Кравченко погнался за назойливым японским самолетом-разведчиком, который долгое время «доставал» своим назойливым вниманием авиабазу полка Тамсаг-Булак. Японец оказался проворным и Кравченко долго гонялся за ним над степью, а когда все же сбил, на его «ишачке» остановился мотор. Пришлось садиться в степи и добираться до своих пешим ходом. В полку, где его уже фактически похоронили, командир объявился только на третьи сутки – уставший, голодный и злой, но, как всегда – без единой царапины.
За время боев на Халкин-Голе личный боевой счет Григория Кравченко пополнился еще 5 победами.
29 августа 1939 года майор Кравченко во второй раз был удостоен звания Героя Советского Союза. Он и летчик Сергей Грицевец стали первыми дважды Героями СССР.
Сразу две медали Золотая Звезда Калинин вручит ему 4 ноября 1939 года, а через три дня – 7 ноября, Григорий Кравченко возглавит пятерку красных И-16, открывших воздушный парад над Красной площадью.
Небо войны
Следующей войной Григория Кравченко была советско-финская, на которой он воюет в качестве командира Особой авиагруппы из шести авиаполков в задачу которых входит атака финских портов и береговых укреплений.
Карьера Кравченко развивается стремительно – 4 июня 1940 года – он уже генерал-лейтенант авиации на должности командующего ВВС Прибалтийского особого военного округа. Затем – занимает различные командные должности в управлении ВВС, не оставляя при этом летную практику.
22 июня 1941 года, после гибели командования 11-й смешанной авиадивизии Западного фронта, вступает в должность командира и в июле-августе 1941 года принимает участие в Смоленском сражении.
С ноября 1941 года по март 1942 года Григорий Кравченко возглавляет ВВС 3-й армии Брянского фронта. В марте-мае 1942 года генерал-лейтенант Кравченко вступает в командование 8-й ударной авиационной группой Ставки ВГК. С мая 1942 года он формирует 215-ю истребительную авиационную дивизию, и в качестве её командира участвовал в боях на Калининском и Волховском фронтах, не переставая лично участвовать в воздушных боях.
Бой над Синявинскими высотами 23 февраля 1943 года стал для него последним.
Прах дважды Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Григория Кравченко захоронен в Кремлевской стене.
В четырех войнах, на которых ему пришлось драться, он одержал около 20 воздушных побед.
.
Читайте также:
-
✈В небе – как дома
-
В небе «курносые»: как истребители И-15 защищали…
-
Массированный налет немецкой авиации под Курском был…
-
Массированный налет немецкой авиации под Курском был…
-
Боевой командир эскадрильи
-
Первый таран
Днем 23 февраля 1943 года, в районе Синявинских высот под Ленинградом, разгорелся жестокий бой между советскими и немецкими истребителями. Наших «лавочкиных» было всего восемь против тридцати немцев.
В безумной круговерти воздушного боя смерть била по плоскостям и фюзеляжем самолетов огненными струями пулеметно-пушечных очередей не разбирая ни звезд, ни крестов.
Этот 40-минутный напряженный бой дорого обошелся немцам, но и у нас не обошлось без потерь.
Прямо над расположением артиллеристов 430-го гаубичного полка состоялась схватка между одним Ла-5 и четверкой немецких истребителей. Наш пилот дрался лихо, но, сбив три немецких самолета, стал жертвой четвертого. Оставляя густой дымный след, «лавочкин» со снижением пошел к земле. Артиллеристы, наблюдавшие за боем, увидели, как от самолета отделилась маленькая фигурка летчика.
Парашют не раскрылся…
Когда бойцы подбежали к пилоту он был еще жив. Спасти отважного воздушного бойца не удалось. Так погиб легендарный «сталинский сокол» — дважды Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации Григорий Пантелеевич Кравченко. Главная часть его короткой и яркой, будто след метеора, тридцатилетней жизни прошла в небе, за штурвалом воздушной боевой машины, — там же ей и суждено было оборваться.
Дорога в небо
В начале 1931 года молодой боец РККА Григорий Кравченко, на волне комсомольского призыва подает командованию заявление с просьбой направить его служить в военную авиацию. И вот, уже в мае, на воротнике его гимнастерки ярко-голубые петлицы курсанта легендарной «Качи». С настойчивостью и упорством вгрызается он «в гранит» летного мастерства, всего за 11 месяцев досконально осваивая технику пилотирования учебных аппаратов У-1 и Р-1. Талантливого выпускника оставляют в школе летчиком-инструктором, но он рвется в войска.
В 1933-34 годах лейтенант Кравченко – пилот 403 истребительной авиабригады. В его служебной аттестации отмечено:
«Моторы, самолёт и вооружение знает хорошо. К полётам тщательно готовится. На инспекторской проверке занял 1-е место по технике пилотирования. Огневая подготовка и стрельба — отличные. Программу слепых полётов проходит успешно. Достоин продвижения на должность командира звена во внеочередном порядке».
Его исключительные пилотажные навыки не остаются без внимания командования в конце 1934года его привлекают к полетам, как летчика-испытателя в интересах НИИ ВВС, где проходит «обкатку» новая техника. Однажды, на испытаниях опытного самолета, Кравченко в одном вылете за 140 минут совершает 480(!) фигур высшего пилотажа.
В 1936 году Кравченко участвует в полетах знаменитой «красной пятерки» — пилотажной группы на красных истребителях И-16, принимающих участие в военных парадах и авиапраздниках. 25 мая 1936 года молодой пилот за выдающиеся успехи в службе награжден орденом «Знак Почета». Кравченко учился и оттачивал свои навыки с одной целью, — он жаждал стать настоящим воздушным бойцом. Такая возможность ему вскоре представилась.
…И летели наземь самураи
В марте 1938 года старший лейтенант Кравченко получает боевое крещение в небе Китая. 29 апреля в небе Ханькоу, пилотируя истребитель И-16, он становится участником грандиозного воздушного поединка, в которым с обеих сторон участвовало около сотни машин разных типов. В этой огненной свалке Кравченко на практике применил все, чему учился последние семь лет и записал на свой боевой счет две первых победы.
Японцы оказались опасными воздушными бойцами – наглыми, инициативными, напористыми и отлично подготовленными для групповых боев. Воевать с ними было сложно, но опыт, полученный нашими летчиками в небе Китая, был очень ценным.
Командировка Кравченко в Китай продлилась полгода. За это время он совершил 76 боевых вылетов, провел 8 воздушных боев, лично и в составе группы сбил до 10 самолетов врага.
В сентябре 1938 года – Кравченко возвращается на Родину и активно включается в летно-испытательную работу НИИ ВВС. 22 февраля 1939 года майору ВВС Григорию Пантелеевичу Кравченко присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. Медаль Золотая Звезда, учрежденную для носителей этого почетного звания в 1939 году, он получить не успевает – его ждет командировка в новую «горячую точку». На этот раз – в Монголию, где в мае 1939 года разгорается серьезный пограничный конфликт между монгольскими, советскими и японскими войсками.
В мае-июне война в воздухе над монгольскими степями складывалась не в нашу пользу. Японские летчики, закаленные в боях над Китаем, практически без потерь, сбивали наши самолеты.
Ситуация начала изменяться в нашу пользу, когда из Москвы в Монголию была срочно выслана группа из 48 советских летчиков и техников, получивших бесценный боевой опыт в Китае и Испании.
2 июня Кравченко вступает в должность летчика советника 22 истребительного авиаполка, а после гибели в воздушном бою командира полка майора Глазыкина, возглавляет полк, вооруженный истребителями И-16 и И-15бис.
За все время боев над Халхин-Голом летчики полка уничтожили в воздушных боях и при штурмовке вражеских аэродромов не менее сотни японских самолетов.
Вот как описывал воздушную войну в небе Монголии Константин Симонов:
«Авиации было много с обеих сторон, причем первые два месяца превосходство было на стороне японцев, и только на третий месяц после упорной борьбы оно перешло к нам. К концу боев с нашей стороны было собрано особенно много авиации. В первые сутки нашего августовского наступления мы подняли в воздух без малого тысячу самолетов. Что касается происходивших над степью воздушных боев, то я никогда потом не видел такого количества самолетов в воздухе сразу в обозримом глазом пространстве. Во время последнего сентябрьского воздушного боя, предшествовавшего мирным переговорам, когда японцы сделали последний звездный налет на наши аэродромы, воздух просто кипел самолетами: их было несколько сот одновременно».
Григорий Кравченко все время конфликта находился в самом эпицентре этих жестоких боев, дважды был сбит и однажды даже был объявлен пропавшим без вести, о чем было немедленно доложено в Москву.
А дело было так: Кравченко погнался за назойливым японским самолетом-разведчиком, который долгое время «доставал» своим назойливым вниманием авиабазу полка Тамсаг-Булак. Японец оказался проворным и Кравченко долго гонялся за ним над степью, а когда все же сбил, на его «ишачке» остановился мотор. Пришлось садиться в степи и добираться до своих пешим ходом. В полку, где его уже фактически похоронили, командир объявился только на третьи сутки – уставший, голодный и злой, но, как всегда – без единой царапины.
За время боев на Халкин-Голе личный боевой счет Григория Кравченко пополнился еще 5 победами.
29 августа 1939 года майор Кравченко во второй раз был удостоен звания Героя Советского Союза. Он и летчик Сергей Грицевец стали первыми дважды Героями СССР.
Сразу две медали Золотая Звезда Калинин вручит ему 4 ноября 1939 года, а через три дня – 7 ноября, Григорий Кравченко возглавит пятерку красных И-16, открывших воздушный парад над Красной площадью.
Небо войны
Следующей войной Григория Кравченко была советско-финская, на которой он воюет в качестве командира Особой авиагруппы из шести авиаполков в задачу которых входит атака финских портов и береговых укреплений.
Карьера Кравченко развивается стремительно – 4 июня 1940 года – он уже генерал-лейтенант авиации на должности командующего ВВС Прибалтийского особого военного округа. Затем – занимает различные командные должности в управлении ВВС, не оставляя при этом летную практику.
22 июня 1941 года, после гибели командования 11-й смешанной авиадивизии Западного фронта, вступает в должность командира и в июле-августе 1941 года принимает участие в Смоленском сражении.
С ноября 1941 года по март 1942 года Григорий Кравченко возглавляет ВВС 3-й армии Брянского фронта. В марте-мае 1942 года генерал-лейтенант Кравченко вступает в командование 8-й ударной авиационной группой Ставки ВГК. С мая 1942 года он формирует 215-ю истребительную авиационную дивизию, и в качестве её командира участвовал в боях на Калининском и Волховском фронтах, не переставая лично участвовать в воздушных боях.
Бой над Синявинскими высотами 23 февраля 1943 года стал для него последним.
Прах дважды Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Григория Кравченко захоронен в Кремлевской стене.
В четырех войнах, на которых ему пришлось драться, он одержал около 20 воздушных побед.
.