Top.Mail.Ru
Connect with us

Hi, what are you looking for?

Интересное и познавательное

Вий

Вий

Вий

Вий — существо из восточнославянского фольклора, а также персонаж одноименной повести Николая Васильевича Гоголя, автора сочинений «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь, или Утопленница» и других. В мифологии считалось, что демон убивает своим взглядом любое живое существо. В традиционных представлениях глаза чудовища закрыты огромными веками и ресницами, которые оно не может поднять без посторонней помощи. У Гоголя персонаж претерпевает некоторые изменения, отличные от мифологических.
В примечании к книге Николай Гоголь пишет об истории создания повести, что основой произведения стали народные предания, записанные им со слов очевидцев и тех, кто был близок к ним. Литературоведение предлагает оценивать персонажа Гоголя как потомка существа, способного убивать взглядом. Исследователи отмечают, что значение слова «вий» связано с украинским «вiя», означающим «ресница».
В качестве этимологической основы рассматривается и слово «виться», так как ноги существа изображаются в виде переплетающихся корней. Украинская легенда гласила: чтобы поднять Вию веки, требовалась помощь нескольких человек, вилами раздвигавших ресницы демона. Взор чудовища способен не только погубить жизнь, но и испепелить город. Некоторые историки упоминают о схожести образа Вия с Кощеем, так как в одной из сказок бессмертному герою тоже приходилось раздвигать веки посредством вил.
Исследователи творчества Гоголя считают образ языческого бога Велеса прототипом Вия. Его преследовала православная церковь. Описание смертоносного взора персонажа обращает к легенде о Святом Касьяне и шелудивом Буняке. Оба могли умерщвлять, используя взгляд. В простонародье озвучивается менее страшное изображение Вия. Под ним украинцы часто понимают верховного гнома с веками, опускающимися до земли.
Любопытно, что аналогия Вия встречаются в фольклоре разных народов. У литовцев Виелона является покровителем скота. В балтийском пантеоне существовало божество по имени Велс, антипод Пруна. В Киевской Руси статуя Перуна располагалась на возвышенности, а деревянное изображение Велеса — в нижней части города.
Образ Вия и сюжет
По сюжету гоголевского «Вия» бурсаки Киевской семинарии отправляются по домам. Трое героев — Хома Брут, Халява и Тиберий Городец — теряют верный путь и принимают решение попроситься на ночлег на ближайшем хуторе. Их привечает старуха-хозяйка, которая ставит странное условие: приятели лягут в разных местах. Хома Брут, оставшийся на ночлег в овечьем хлеву, готов сразу уснуть. Внезапно здесь появляется старуха, вскакивает на плечи семинариста и седлает парня как жеребца.
Вместе с нежданной ношей юноша взмывает под небеса, понимая, что хозяйка оказалась ведьмой. Хома возносит Богу молитвы, чувствуя, что сила старухи слабеет. Улучшив момент, парень сам вскакивает той на спину и начинает бить поленом. Ведьма кричит, падает на землю, и внезапно Брут видит перед собой юную красавицу. В страхе герой бежит обратно в Киев.
Позднее ректор сообщает о визите казаков, присланных, чтобы отвезти парня к богатому сотнику для прощания с его умершей от побоев дочерью. Оказалось, панночка перед смертью пожелала, чтобы ее отпевал Хома. Удивленный сотник пытается узнать, как дочь и Брут свели знакомство, но семинарист и сам не понимает, откуда девушка могла знать его. Только взглянув на усопшую, парень узнает в ней ту ведьму, которую сам недавно избил.
До темноты герой ужинает с казаками, которые рассказывают о том, какой была панночка-ведьма. На ночь семинариста оставляют наедине с гробом в церкви. Парень, очертив вокруг себя круг, начинает молиться у клироса. В полночь усопшая восстает, чтобы убить его. Защитный круг оказался магическим оберегом, позволившим бурсаку спастись. С первым криком петуха девушка вновь ложится в гроб, крышка которого захлопывается.
На следующий день Хома спит, пьет горилку, а с наступлением темноты становится молчаливым и задумчивым. Когда семинариста закрывают в церкви, он вновь рисует вокруг клироса спасительный круг, что не позволяет панночке достать его. В эту ночь в церковь является и другая нечисть, но герой продолжает читать молитвы, пока не прокричит петух. После второй службы Брута выводят из церкви седым.
Персонаж молит сотника отпустить его, но тот грозит наказать Хому. В третью ночь панночка, понимая, что сама не справится с защитными силами семинариста, взывает к помощи Вия. Николай Васильевич Гоголь описывает фантастическое существо косолапым демоном с крепкими конечностями. Весь он осыпан землей, а лицо обрамляют огромные веки, ниспадающие до земли. В момент появления чудовища раздается волчий вой. Оно способно не убить взглядом, а устранить защиту, которую поддерживают славянские обереги.
Вий требует поднять ему веки, что и делают демоны. Хома, заставляя себя не смотреть на монстра, все же кидает взгляд на чудовище. Вий указывает на местонахождения героя, и демоны расправляются с семинаристом, не слыша первого крика петуха. Хома погибает, а с рассветом вся нечисть исчезает.
Место действия, которое автор выбрал для повествования, необычно. Церковь — проводник между миром живых и мертвых, пространство, становящееся посредником для существующих под солнцем и под землей. Описание церкви внушает трепет и ужас. Гоголь говорит о храме не как о святилище, а как о темном ветхом помещении, предназначенном для борьбы добра и зла.
Произведение Гоголя имеет множество загадок, а съемки фильмов по сюжету повести накопили интересные факты.
Известно, что во время сцены в картине 1967 года техника дала сбой, и актриса Наталья Варлей выпала из гроба. По счастливой случайности исполнительницу роли панночки подхватил Леонид Куравлев.

.

 

Читайте также:

  • "Сорочинская ярмарка". Иллюстрации Константина Александровича Трутовского к повести Н. В. Гоголя

    «Сорочинская ярмарка». Иллюстрации Константина…

  • Эмир Кустурица приступит к съёмкам фильма по произведениям Гоголя в 2024 году.

    Эмир Кустурица приступит к съёмкам фильма по…

  • Хома Брут

    Хома Брут

  • История одного шедевра. «Русалки», Иван Крамской

    История одного шедевра. «Русалки», Иван Крамской

  • Леонид Андреев. Собрание сочинений в 6 томах

    Леонид Андреев. Собрание сочинений в 6 томах

  • Колядки – языческая или православная традиция

    Колядки – языческая или православная традиция